В заметке собраны некоторые проблемы с Bitrix Framework и VMBitrix, а так же приведены способы их решения.
Важно: описанные ниже действия потенциально опасные и могут привести к неработоспособности вашего сайта, выполняйте их осознанно на свой страх и риск.
Прежде чем затронуть функциональность сайта не забудьте сделать бэкап.
Как уменьшить размер БД
Если база данных 1С-Битрикс разрослась и это не связно с количеством информации или товаров на сайте, то возможно базу раздувают записи Журнала событий, статистика модуля Веб-аналитика или другие таблицы.
Разросшуюся базу данных можно подчистить. Однако если 1С-Битрикс продолжает необоснованно расти, возможно проблема глубже и выходит за рамки данной статьи.
Как очистить статистику Веб-аналитики
В админке перейдите в Настройки > Настройки продукта > Настройки модулей > Веб-аналитика. В разделе Очистка статистики укажите до какой даты выполнить очистку (если оставить незаполненным, то будет очищена вся статистика) и нажмите кнопку Очистить.
Как удалить записи из Журнала событий
В настройках главного модуля, на вкладке Журнал событий, уменьшите количество дней для хранения событий. Чем меньше дней хранятся записи, тем меньше весит таблица. Дополнительно можно исключить типы событий, которые не нужно записывать в таблицу. База уменьшится не сразу, Битрикс потребуется некоторое время на удаление старых событий.
Более быстрый и радикальный вариант – очистить таблицу b_event_log через SQL-запрос. При этом будут удалены все события!
Если таблица не очень большая, выполните запрос через админку: Настройки > Инструменты > SQL запрос (или на странице you.site/bitrix/admin/sql.php).
DELETE FROM `b_event_log`;
Если таблица огромная (больше 4Гб), то скорее всего запрос не выполнится и отвалится по тайм-ауту. В таком случае выполнить запрос лучше из консоли MySQL на сервере, примерно так:
mysql -h you_sql_server -u root -p
USE you_db_name;
DELETE FROM `b_event_log`;
При большем размере придётся набраться терпения, очистка моей 9 гиговой таблицы заняла около часа.
К слову, поврежденную таблицу можно восстановить командой.
REPAIR table b_event_log;
Как очистить разросшуюся таблицу b_cache_tag
Перейдите в Настройки продукта > Автокэширование > Очистка файлов кэша.
Затем аналогично действиям описанным в предыдущем разделе выполните:
TRUNCATE TABLE b_cache_tag
Где изменить mbstring.internal_encoding и mbstring.func_overload
Значения mbstring.func_overload и mbstring.internal_encoding зависят от вашего сайта, используемой кодировки и проблемы, которую решаете.
Вариант 1 (для Apache и PHP ниже версии 7.3). Установить необходимые значения в файле .htaccess.
Вариант 3 (для всех версий PHP). Установить необходимые значения в php.ini, для BitrixVM /etc/php.d/z_bx_custom.ini. После внесения изменений нужно перезагрузить сервер.
Начиная с версии PHP 7.3 значение mbstring.func_overload нельзя установить индивидуально для конкретного сайта, ни через .htaccess, ни через конфигурационный файл Apache. Единственный вариант – установить значение mbstring.func_overload непосредственно в файле php.ini. Однако php.ini общий и если на сервере несколько сайтов, то они могут перестать работать, например если часть сайтов работает в кодировке UTF-8, а часть на cp1251.
Удалите модули Поиск без сохранения таблиц и Веб-аналитика (без сохранения таблиц, но с сохранением шаблонов сообщений).
Из словаря транслита в модуле Форум (Сервисы > Форумы > Фильтр нецензурных слов > Словарь транслита) удалить букву ё (ID = 7).
В настройках сайта изменить кодировку с windows-1251 на utf-8.
В файле /bitrix/php_interface/dbconn.php установить для константы BX_UTF значение true.
define("BX_UTF", true);
Скачать с сайта 1С-Битрикс скрипт convert_utf8.php, поместить его в корень сайта, затем запустить и дождаться полного выполнения.
Если база данных большая, конвертация может занять долгое время или вообще закончится неудачей. В таком случае попробуйте конвертировать базу данных вручную. Для этого в админке сайта на странице SQL-запрос выполните запрос:
SELECT CONCAT('ALTER TABLE `', t.`TABLE_SCHEMA`, '`.`', t.`TABLE_NAME`, '` CONVERT TO CHARACTER SET utf8 COLLATE utf8_unicode_ci;') as
sqlcode
FROM `information_schema`.`TABLES` t
WHERE 1
AND t.`TABLE_SCHEMA` = 'database_name' ORDER BY 1
Где database_name – имя базы данных сайта.
В результате будет выведен новый запрос, который нужно скопировать и выполнить. По завершении таблицы базы данных будут переведены в кодировку UTF-8.
Далее пропишите в /bitrix/php_interface/after_connect.php:
После ввода логина и пароля снова открывается страница авторизации
Первая причина – изменение прав доступа к файлам и папкам, точнее к папке хранения сессии пользователей. Такая проблема может наблюдается после смены хостинг-провайдера. В этом случае стоит проверить права записи в папку и откорректировать их.
Вторая причина – переполнения дискового пространства сервера. Очистите место на диске, удалите лишние бэкапы или докупите место (если это возможно) у своего хостинг-провайдера.
Периодически выкидывает из админки
Такое может происходить если в качестве DNS-сервера используется Cloudflare или аналог, например для использования SSL-сертификатов или защиты от DDoS. В этом случае, сессию обрывает механизм защиты Битрикс. Cloudflare подменяет ip-адрес пользователя и админка пресекает доступ. Для исправления внесите в dbconn.php следующие правки:
Однако после окончания работы в админке, лучше вернуть исходные настройки dbconn.php, ради безопастности.
Другой причиной вылетов, может быть наличие лишних символов или пробелов в файлах dbconn.php, after_connect.php, after_connect_d7.php, особенно в начале или в конце файла. Исправьте и проблема должна решиться.
Не отправляется почта
Если перестала отправляться почта на Яндекс
После многих лет пользования Яндекс.Почтой для отправки сообщений от интернет-магазина на Битрикс, почта перестала работать. В логах ошибка:
Sender or From header address rejected: not owned by authorized user
Одна из причин по которой это может произойти: адрес почты, под которой авторизируется сервер, отличается от почты (поле «From», «От кого») указанной на сайте.
Раньше такая схема вполне себе работала на Яндекс. В Битрикс можно было указать почту, например my@company.ru, при том, что сервер отправлял ее с ящика info@yandex.ru. Получатель письма все равно в отправителях видел почту my@company.ru.
Но начиная с 2020 года, Яндекс постепенно запрещает отправку писем если поле «From» отличается от адреса пользователя, с данными которого производится авторизация на сервере.
Решений несколько:
указать на сайте почту, под которой происходит авторизация на сервере, что в случае использования почты на Яндекс возможно будет не очень солидным;
поднять свой почтовый сервер и настроить отправку с него;
арендовать недорогой хостинг, который позволяет отправлять письма даже если поле «From» отличается от адреса пользователя, с данными которого производится авторизация на сервере. Например REG.RU предоставляет такую возможность, подойдет даже самый простой тариф дешевле 100 руб. в мес.
Свою проблему решил, выбрав третий вариант. Рекомендую хостинги:
REG.RU (промокод на скидку для заказа домена или хостинга: 2229-CC0A-AC4D-C31B)
Если проблему с почтой решить не получается, можно сделать логировщик для отлова писем с bxmail, который поможет понять проблему.
Добавьте в dbconn.php следующие строки.
// определим константу LOG_FILENAME, в которой зададим путь к лог-файлу
define("LOG_FILENAME", $_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/mylog-123.txt");
//дебаг почты
function custom_mail($to, $subject, $message, $additional_headers='', $additional_parameters='')
{
AddMessage2Log(
'To: '.$to.PHP_EOL.
'Subject: '.$subject.PHP_EOL.
'Message: '.$message.PHP_EOL.
'Headers: '.$additional_headers.PHP_EOL.
'Params: '.$additional_parameters.PHP_EOL
);
if ($additional_parameters!='') {
return @mail($to, $subject, $message, $additional_headers, $additional_parameters);
} else {
return @mail($to, $subject, $message, $additional_headers);
}
}
Теперь, при отправке письма в лог будут писаться сообщения.
Проблемы с отправкой уведомления о заполнении веб-форм
Для начала проверьте, настройки почтового события заполнения формы и его шаблона. Откройте Панель управления > Настройки > Настройки продукта > Почтовые события > Типы событий и выберите интересующее событие.
На вкладке Тип события, убедитесь, что отмечены галочки возле используемых на сайте кодов языка.
На вкладке Шаблоны должен задан хотя бы один шаблон. Перейдите в шаблон кликнув на его идентификаторе или откройте его из списка шаблонов: Панель управления > Настройки > Настройки продукта > Почтовые события > Почтовые шаблоны.
В настройках выбранного почтового шаблона, должна стоять галочка Активен, и выбран хотя бы один сайт. Также должны быть корректно заполнены поля От кого и Кому (значения по-умолчанию #DEFAULT_EMAIL_FROM# и #EMAIL# соответственно).
Если указанные настройки соответствуют истине, попробуйте в настройках модуля веб-формы отключить флаг Использовать упрощенный режим. В настройках формы, на вкладке Дополнительно убедитесь, что проставлен флаг привязки к почтовому шаблону.
Если не помогло, перейдите в Настройки > Инструменты > SQL-запрос и выполните следующий запрос:
select * from b_event where event_name like '%form%' order by date_insert desc
Найдите событие заполнения формы, поле SUCCESS_EXEC:
Y – сообщение отправлено, дальнейший его путь сможет определить администратор хостинга или почтового сервера;
N – сообщение не отправлено. Проверьте файл /bitrix/php_interface/dbconn.php на наличие констант BX_CRONTAB и BX_CRONTAB_SUPPORT, уберите их если они присутствуют, затем выполните SQL-запрос еще раз. Если и после этого SUCCESS_EXEC равен N, попробуйте очистить кэш /bitrix/managed_cache/.
F – функция mail вернула False при отправке. Смотрите логи. Возможно почта на хостинге (сервере) не настроена или настроена некорректно, решается хостером или администратором сервера. Другая причина, почтовый сервер не поддерживает формат письма. Попробуйте изменить настройки отправки в Главном модуле: убрать/поставить галку Дублировать email адрес в заголовке, убрать/поставить галку Конвертировать 8-битные заголовки.
0 (ноль) – не корректные настройки типов событий или в почтовом шаблоне. Проверьте настройки как указано в начале.
Ошибка БД после переноса на другой хостинг
Одна из типичных ошибок после переноса на другой хостинг, например такая:
2016-05-25 15:33:22 - Host: host:80 - UNCAUGHT_EXCEPTION - [Error]
Call to undefined function Bitrix\Main\DB\mysql_connect() (0)
/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/lib/db/mysqlconnection.php:45
#0: Bitrix\Main\DB\MysqlConnection->connectInternal()...
Может быть вызвана сменой СУБД с MySQL на MySQLi или наоборот.
Чтобы исправить нужно перенастроить подключение к БД, отдельно для старого и нового ядра.
В случае с MySQLi
В файле \bitrix\php_interface\dbconn.php
define("BX_USE_MYSQLI", true);
В файле \bitrix\.settings.php поменять класс соединения с базой на MysqliConnection.
Повторно запустите проверку системы, ошибка должна исчезнуть.
Недоступны файлы для чтения и записи
Если при проверке доступа к файлам 1С-Битрикс (Настройки – Инструменты – Проверка сайта – Проверка доступа) появляется ошибка: Недоступны для чтения или записи (показаны первые 10), это значит на сервере неверно настроены права для сайта.
Причины могут быть разные, чаще это происходит если какие то файлы создавались, распаковывались или перемещались пользователем, к файлам которого 1С-Битрикс не имеет доступа.
Чтобы ошибка исчезла, нужно сделать владельцем файлов и папок пользователя bitrix, а права назначить как 775 для папок и 664 для файлов.
Следующая команда сделает владельцем файлов и папок пользователя bitrix в указанном каталоге (у вас он может быть другим). Как правило это /home/bitrix/www/ для основного сайта и/или /home/bitrix/ext_www/папка_сайта/для дополнительных.
chown -R bitrix:bitrix /home/bitrix/www/
Ключ -R означает рекурсивно, т.е. включая вложенные папки и файлы.
А следующие команды выставят правильные права на доступ к файлам и папкам.
cd /home/bitrix/www
find . -type d -exec chmod 775 {} \;
find . -type f -exec chmod 664 {} \;
find . -type d -exec chown bitrix:bitrix {} \;
find . -type f -exec chown bitrix:bitrix {} \;
Затем выполните проверку повторно, ошибка должна исчезнуть.
На этом всё. Но вы можете поддержать проект. Даже небольшая сумма поможет нам писать больше полезных статей.
Если статья помогла или понравилась, пожалуйста поделитесь ей в соцсетях.